ѕ≥знайко
ѕоиск на сайте
  разделу: ѕсихологические тесты дл€ детей

“есты дл€ определени€ готовности ребЄнка к школе

ѕо нормам возрастной психологии готовность ребЄнка к школе формируетс€ между шестым и седьмым годами жизни. Ќо у каждого Ц индивидуальный темп развити€.

ѕоэтому решение о том, станет ли ребЄнок в этом году первоклассником, родител€м следует принимать вместе со специалистами Ц педагогами и психологами,Ц ориентиру€сь, в первую очередь, на особенности развити€ малыша.

ѕредлагаем тесты, которые чаще всего используют школьные психологи дл€ проверки степени готовности детей к школе. ќбратите внимание Ц эти задани€ дают лишь общую картину развити€ ребЄнка. «а более подробной информацией обращайтесь к специалистам.

ѕриготовьте листы чистой белой бумаги без линий и клеточек. ¬о врем€ выполнени€ ребЄнком всех трЄх заданий обратите внимание на то, какой рукой он работает; вертитс€ ли на месте; тер€ет ли карандаш, а потом ищет его долго под столом; начал рисовать в том месте, где вы ему показали или просто обводит контур образца; желает ли убедитьс€, что рисует хорошо. Ёто даст возможность пон€ть, какие трудности вас и его ожидают с началом обучени€.

“≈—“ є 1. –исуем мужскую фигуру

—овременными исследовани€ми доказана св€зь художественной де€тельности детей с общем уровнем их психического развити€. —уществует закономерность: с возрастом ребЄнка его рисунок обогащаетс€ новыми детал€ми. ≈сли в 3,5 года малыш вместо человечков изображает Ђголовоножекї, то к 7 годам, как правило, в изображении человека уже вырисовываютс€ все части тела.

ѕопросите ребЄнка нарисовать человека так, как он сможет. —тарайтесь не давать никаких дополнительных разъ€снений, не помогать и не обращать его внимание на ошибки и недостатки. Ќа вопросы ребЄнка отвечайте: Ђ–исуй как получитс€!ї

ќценивание результатов

“есты дл€ определени€ готовности ребЄнка к школе

1 балл. ” нарисованной фигуры есть, туловище, конечности. √олова не больше, чем туловище и соединена с ним шеей. Ќа голове есть волосы (возможно, под головным убором). ≈сть уши, глаза, нос, рот. Ќа руках Ц кисти с п€тью пальцами. Ќоги внизу Ђсогнутыї (есть ступни). Ќа фигуре Ц мужска€ одежда и нарисована она как одно целое, а не составлена из отдельных частей. Ќа рисунке видно, что ноги и руки растут из туловища, а не креп€тс€ к нему. ѕри таком способе рисовани€, которое называют синтетическим (контурным), фигуру можно обвести одним контуром, не отрыва€ карандаш от бумаги.

Ѕолее примитивный (аналитический) способ предусматривает изображение отдельно каждой составной части фигуры. Ќапример, сначала рисуетс€ туловище, а потом к нему креп€тс€ руки и ноги.

2 балла. ¬ыполнение всех требований на 1 балл, кроме синтетического способа рисовани€. “ри детали, которые отсутствуют (ше€, волосы, один палец руки), можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. ” фигуры есть голова, туловище, конечности. –уки и ноги нарисованы двум€ лини€ми (объЄмные). ƒопускаетс€ отсутствие шеи, волос, ушей, одежды, пальцев, ступней.

4 балла. ѕримитивный рисунок с головой и туловищем.  онечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией.

5 баллов. ќтсутствует чЄткое изображение тела (Ђголовоножкаї) или обеих пар конечностей.  аракули.

—ледующие две задани€ характеризуют ребЄнка с точки зрени€ общего психического уровн€, развити€ мелкой моторики рук, координации зрени€ и движени€, умени€ выполн€ть работу по образцу, вы€вл€ют степень развити€ силы воли.

“≈—“ є 2.  опирование письменных букв

–ебЄнок должен на чистом листе бумаги скопировать фразу, котора€ написана письменными буквами. Ќапример: Ђќна читала книгуї.

—кажите ребЄнку: Ђ“ы ещЄ не умеешь писать, но попробуй, может, у теб€ получитс€ так жеї. ≈сли ребЄнок знает письменные буквы, предложите ему скопировать фразу из английских слов.

ќценивание результатов

“есты дл€ определени€ готовности ребЄнка к школе

1 балл. ќбразец скопирован хорошо и разборчиво.  опи€ превышает размер образца не более, чем в два раза. ѕерва€ буква по высоте соответствует прописной букве. Ѕуквы чЄтко св€заны в три слова. —копированна€ фраза отклон€етс€ от горизонтальной линии не более чем на 30 градусов.

2 балла. ќбразец скопирован разборчиво. –азмер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываютс€.

3 балла. ќчевидна разбивка на три части. –азборчиво написаны хот€ бы четыре буквы.

4 балла. — образцом совпадают хот€ бы две буквы. ¬оспроизведЄнна€ копи€ образовывает строку.

5 баллов.  аракули.

“ест є 3. —рисовывание точек

“есты дл€ определени€ готовности ребЄнка к школе

—кажите ребЄнку: Ђ¬згл€ни на точки. ѕопробуй р€дом нарисовать так жеї. ѕри этом покажите, где именно нужно рисовать.

ќценивание результатов

“ести дл€ визначенн€ готовност≥ дитини до школи

1 балл. ѕочти совершенное копирование образца. ƒопускаетс€ незначительное отклонение одной точки от строки или колонки.  опи€ может быть меньше или превышать размеры образца не более, чем в два раза. “очки расположены параллельно.

2 балла.  оличество и расположение точек соответствует образцу. ƒопускаетс€ отклонение не более трЄх точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла. –исунок в целом соответствует образцу, не превыша€ его по ширине и высоте более чем в два раза.  оличество точек может быть не соблюдено, но их количество Ц не более 20 и не менее 7. ¬озможен любой поворот. ƒаже на 180 градусов.

4 балла.  онтур рисунка не соответствует образцу, но всЄ же состоит из точек. –азмеры образца и количество точек не учитываютс€. ƒругие формы, например линии, не допускаютс€.

5 баллов.  аракули.

јнализ результатов.

  • ѕосчитайте баллы, которые ребЄнок набрал за три теста. ≈сли от 3 до 6 баллов Ц он готов к школе. (¬ысокий уровень готовности.)
  • 7Ц9 баллов, к тому же эти баллы равномерно распределены между всеми задани€ми,Ц как правило, такие дети также готовы к обучению. (—редний уровень готовности.)
  • ≈сли же в суммарный балл вход€т низкие оценки (например, общий балл Ц 9, и он состоит из 2 баллов за первое задание, 3 Ц за второе и 4 Ц за третье), то желательно провести более подробное исследование, посоветоватьс€ со специалистами, чтобы определить, готов ли ребЄнок стать школьником.
  • ƒл€ детей, которые набрали 10Ц15 баллов, дополнительное исследование об€зательно необходимо. —корее всего, им ещЄ рано идти в школу. (—амое низкое деление среднего уровн€ готовности Ц 10Ц11 баллов. 12Ц15 баллов Ц готовность ниже нормы.)


ƒата публикации: 13.09.2012