ѕ≥знайко
ѕоиск на сайте
  разделу: ѕсихологические тесты дл€ детей

√рафический диктант (по ƒ. Ѕ. Ёльконину)

÷ель: методика предназначена дл€ исследовани€ ориентировани€ в пространстве. — еЄ помощью также определ€етс€ умение внимательно слушать и точно выполн€ть указани€ взрослого, правильно воссоздавать заданное направление линии.

–ебЄнок получает листочек в клеточку с нарисованными на нЄм в столбик четырьм€ точками (кажда€ последующа€ Ц на 4 клеточки вниз).

—начала ребЄнку даЄтс€ предыдущее объ€снение: Ђ—ейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Ќужно постаратьс€, чтобы они вышли красивые и аккуратные. ƒл€ этого следует внимательно слушать мен€, € буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. ѕроводи только ту линию, которую € скажу. —ледующую линию нужно начинать там, где закончилась предыдуща€, не отрыва€ карандаш от листаї.

ѕосле этого ребЄнок с помощью взрослого вы€сн€ет, где у него права€, а где лева€ рука. ¬зрослый показывает на образце, как проводить линии вправо и влево. ѕотом начинаетс€ рисование тренировочного узора.

ЂЌачинаем рисовать первый узор. ѕоставь карандаш на самую верхнюю точку. ¬нимание! –исуем линию: одна клеточка вниз. Ќе отрываем карандаш от бумаги. “еперь одна клеточка вправо. ќдна клеточка вверх. ќдна клеточка вправо. ќдна клеточка вниз. ќдна клеточка вправо. ќдна клеточка вверх. ќдна клеточка вправо. ќдна клеточка вниз. ƒальше продолжи этот узор самї.

ѕри диктовке делаютс€ довольно длинные паузы. Ќа самосто€тельное продолжение узора ребЄнку даетс€ 1-1,5 минуты. ¬о врем€ выполнени€ тренировочного узора взрослый помогает малышу исправить допущенные ошибки. ¬ дальнейшем контроль снимаетс€.

Ђ“еперь поставь карандаш на следующую точку. ¬нимание! ќдна клеточка вверх. ќдна клеточка вправо. ќдна клеточка вверх. ќдна клеточка вправо. ќдна клеточка вниз. ќдна клеточка вправо. ќдна клеточка вниз. ќдна клеточка вправо. ј теперь продолжай рисовать этот узор самї.

Ђѕоставь карандаш на следующую точку. ¬нимание! “ри клеточки вверх. ƒве клеточки вправо. ќдна клеточка вниз. ќдна клеточка влево (слово Ђвлевої выдел€етс€ голосом). ƒве клеточки вниз. ƒве клеточки вправо. “ри клеточки вверх. ƒве клеточки вправо. ќдна клеточка вниз. ќдна клеточка влево. ƒве клеточки вниз. ƒве клеточки вправо. “ри клеточки вверх. ƒальше продолжай самї.

Ђ“еперь поставь карандаш на самую нижнюю клеточку. ¬нимание! “ри клеточки вправо. ќдна клеточка вверх. ќдна клеточка влево. ƒве клеточки вверх. “ри клеточки вправо. ƒве клеточки вниз. ќдна клеточка влево. ќдна клеточка вниз. “ри клеточки вправо. ќдна клеточка вверх. ќдна клеточка влево. ƒве клеточки вверх. “еперь продолжай рисовать самї.

ќценка результатов.


–езультаты выполнени€ тренировочного узора не оцениваютс€. ¬ основных узорах отдельно оцениваетс€ выполнение диктанта и самосто€тельное рисование:
4 балла Ц точное воспроизведение узора (неровность линии, Ђгр€зьї не учитываютс€);
3 балла Ц воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии;
2 балла Ц воспроизведение, содержащее несколько ошибок;
1 балл Ц воспроизведение, в котором есть лишь сходство тех или иных отдельных элементов с узором;
0 баллов Ц отсутствие сходства.

«а самосто€тельное выполнение задани€ оценка производитс€ по каждой шкале. “аким образом, ребЄнок получает две оценки за каждый узор, которые колеблютс€ от 0 до 4 баллов. ќкончательна€ оценка за выполнение диктанта выводитс€ из сложени€ минимальной и максимальной оценок за выполнение 3 узоров (средн€€ не учитываетс€). јналогично подсчитываетс€ средний балл за самосто€тельную работу. —умма этих оценок даЄт общий балл, который может варьировать от 0 до 16. ѕри дальнейшем анализе используютс€ только общий показатель, который интерпретируетс€ следующим образом:

0Ц3 балла Ц низкий;
3Ц6 баллов Ц ниже среднего;
7Ц10 баллов Ц средний;
11Ц13 баллов Ц выше среднего;
14Ц16 баллов Ц высокий.


ƒата публикации: 13.09.2012