ѕ≥знайко
ѕоиск на сайте
  разделу: ѕроблемы воспитани€

—теснительный ребенок

“а или ина€ степень застенчивости присуща большинству дошкольников. „асто застенчивость про€вл€етс€ в той де€тельности, котора€ €вл€етс€ дл€ малыша новой. ќн чувствует себ€ неуверенно, боитс€, что над ним будут сме€тьс€, и стесн€етс€ попросить помощи у взрослых. » какой бы ни была причина, в ситуаци€х, когда ребЄнок про€вл€ет свою застенчивость, родител€м и воспитател€м нужно быть очень деликатными.  онечно, маме бывает досадно, когда еЄ малыш, заприметив чужих людей, прижимаетс€ к ней, пр€четс€ за еЄ спину, не отвечает на вопросы взрослых, начинает плакать. »ли когда ещЄ вчера вечером дома ребЄнок без запинки рассказывал стишок, а сегодн€ на празднике в детском саду отказываетс€ вообще что-либо говорить.

¬ такой ситуации взрослые нередко ведут себ€ резко. ¬едь так хочетс€, чтобы твой ребЄнок был лучше всех. ј тут Ц конфуз. Ђѕрекрати! Ќельз€ быть трусом!ї Ц слышитс€ в адрес малыша. ¬зрослые начинают подсказывать, требовать говорить, всЄ внимание приковано к ребЄнку, а он ведЄт себ€ Ђнеправильної. » малыш замыкаетс€ в себе ещЄ больше. »менно в таких ситуаци€х дети получают огромные психологические травмы.

ѕо наблюдени€м психологов, застенчивость, возникша€ в раннем детстве, часто сохран€етс€ в течение всего дошкольного возраста. » особенно остро она про€вл€етс€ в п€ть лет Ц тогда, когда формируетс€ потребность в уважении взрослого. ћалыш остро реагирует на замечани€, обижаетс€ на шутку, иронию. »менно в этот период ребЄнку особенно нужны поддержка и одобрение.

¬ целом застенчивый малыш доброжелательно относитс€ к другим люд€м, в том числе и к незнакомым, хочет общатьс€ с ними, но вместе с тем ощущает большое внутреннее напр€жение. ќно про€вл€етс€ в нервных движени€х, состо€нии эмоционального дискомфорта, страха обратитьс€ к взрослому, сказать о своЄм желании. »ногда такой малыш не отзываетс€ на обращение или отвечает односложно, почти шЄпотом. ѕроблемы с общением могут преодолеватьс€ на какое-то врем€, и снова возникать при определЄнных трудност€х.

 ак помочь ребЄнку преодолеть застенчивость

—амое главное Ц это подн€ть детскую самооценку, научить объективно относитьс€ к себе и другим.

¬зрослым следует проанализировать своЄ отношение к ребЄнку. Ѕесспорно, папа и мама люб€т своего малыша Ц но всегда ли они выражают это чувство?  ак часто они говор€т ему о своей любви? Ќередко взрослые обращают внимание на малыша лишь тогда, когда тот делает что-то неправильно, а достижени€ и хорошие поступки иногда остаютс€ без внимани€. ј застенчивые дети нуждаютс€ в поддержке намного больше. » цен€т они эту поддержку сильнее, потому что умеют ощущать доброе отношение и успокаиваютс€ при его про€влени€х. ѕри этом возникает доверие к люд€м, позвол€ющее активно и без бо€зни входить в окружающий мир. ¬зрослые должны научитьс€ быть внимательными к малышу не только, когда тот обращаетс€ за помощью, но и тогда когда, на первый взгл€д, она не нужна.

¬ чЄм состоит поддержка? Ёто самые разнообразные способы одобрить то, что делает малыш. √лавное, продемонстрировать ему, что его старани€ и успехи замечены и оценены положительно (это может быть даже что-то, на ваш взгл€д, незначительное Ц домик из кубиков, старательно нарисованный рисунок, правильно обута€ обувь). —ледующа€ задача Ц помочь ребЄнку повысить самооценку в конкретных видах де€тельности Ц на зан€ти€х, в свободное врем€. «астенчивый малыш боитс€ негативной оценки, но это не значит, что оценка ему не нужна. ’орошо, когда взрослые, дела€ что-то вместе с ребЄнком, скажут, что уверены в его успехе, но готовы помочь, когда что-то не будет получатьс€. ≈сли малыш очень сосредоточен на оценке, и это тормозит его действи€, взрослым лучше попробовать отвлечь его от оценочной стороны де€тельности. «десь помогут игровые примеры и чувство юмора, которые должны быть направлены не на ребЄнка, а на ситуацию в целом. Ќапример, если долго не удаЄтс€ сложить пирамидку, можно сделать еЄ Ђживойї и наделить капризным характером. ’орошо поговорить с малышом от имени выдуманного персонажа, разыграть смешную ситуацию.

ќтступите от правил

«астенчивые дети осторожны, их пугает всЄ новое. ќни склонны соблюдать правила, бо€тс€ их нарушить. Ќапример, в экспериментах психологов застенчивые дети ни за что не соглашались рисовать губной помадой на листе бумаги, в то врем€ как другие делали это весело и смело. ” застенчивых детей в большей степени сформирован внутренний запрет на действи€ и поступки, за которые ругают взрослые, а это может тормозить их инициативность и творческие про€влени€. ѕоэтому родител€м следует задуматьс€, не слишком ли часто они ограничивают свободу ребЄнка, его непосредственность и любопытство. ћожет, иногда следует нарушить правила? √ибкое поведение поможет ребЄнку избавитьс€ страха быть наказанным, чрезмерной скованности. Ќа самом деле, вместо дорогой помады можете вз€ть старую и ненужную, а если жаль обоев, подойдЄт и кусок, оставшийс€ со времЄн ремонта. ћожно разложить это всЄ на полу и рисовать вместе.  стати, если ребЄнок будет рисовать не только карандашами и кисточками, но и пальцем, а то и всей ладошкой, это лишь пойдЄт ему на пользу. ѕодобные упражнени€ хорошо снимают эмоциональное напр€жение.

¬озможно, застенчивый малыш и вызывает больший восторг окружающих, чем непоседливый. ќднако застенчивость в раннем детстве мешает ему нормально общатьс€ и развиватьс€. ј чем обернетс€ она дл€ него в будущем?  онечно, при желании и определЄнных волевых усили€х взрослый человек может сам справитьс€ со своей застенчивостью. Ќо сделать это будет труднее, чем в детстве. «ачем обрекать ребЄнка на трудности во взрослой жизни, если их успешно можно преодолеть уже сейчас?



ƒата публикации: 01.11.2016