ѕ≥знайко
ѕоиск на сайте
  разделу: ¬сЄ дл€ раннего развити€

–азвитие пам€ти у дошкольника

Ќа прот€жении дошкольного возраста происходит развитие пам€ти. ” детей множество вопросов Ц мозг посто€нно нуждаетс€ в новой информации. ¬ этот период пам€ть по скорости развити€ опережает другие свойства. –ебЄнок рассматривает рисунок Ц и вспоминает, видит непривычный предмет Ц и начинает размышл€ть, припоминать что-то со своего жизненного опыта.
Х ¬ 2-3 года заметную роль в развитии пам€ти играет узнавание. ќднако всЄ большего значени€ начинает приобретать воспроизведение.
Х ¬ среднем и старшем дошкольном возрасте продолжаетс€ интенсивное развитие образной пам€ти (запоминание предметов и их изображени€).

ќчень часто, наблюда€, как легко ребЄнок усваивает новую информацию, взрослые делают преждевременные выводы и ожидани€. ќднако лЄгкость, с которой малыш дошкольного возраста запоминает стихотворени€, считалки, загадки, сказки и мультфильмы, объ€сн€етс€ бурным развитием его природной пам€ти. –ебЄнок запоминает всЄ €ркое, непривычное, красивое, то, что привлекает внимание. ћалыш делает это непроизвольно, не жела€ того.

ƒошкольный период Ц врем€, когда преобладает природна€, непроизвольна€ пам€ть. ¬ 5-7 лет у ребЄнка начинает про€вл€тьс€ произвольна€ пам€ть. ќн уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, у него развиваетс€ произвольное внимание и по€вл€ютс€ элементы произвольной пам€ти. Ёлементы произвольного запоминани€ Ц это главное достижение дошкольника. ѕроизвольна€ пам€ть про€вл€етс€ в ситуаци€х, когда малыш самосто€тельно ставит цель: запомнить и вспомнить. —ледовательно, развитие произвольной пам€ти начинаетс€ с того момента, когда ребЄнок самосто€тельно ставит перед собой задачу Ц запомнить. ѕроизвольное запоминание бывает наиболее продуктивным тогда, когда материал, который надо запомнить, становитс€ содержанием активной де€тельности малыша. ∆елание ребЄнка запомнить необходимо вс€чески поддерживать, это предпосылка успешного развити€ не только пам€ти, но и других познавательных способностей: воспри€ти€, внимани€, мышлени€ и воображени€.

–азвитие произвольной пам€ти способствует развитию опосредствованной пам€ти Ц наиболее продуктивной. ѕервые шаги этого развити€ обусловлены особенност€ми запоминаемого материала: €ркостью, доступностью, непривычностью, нагл€дностью и т.п. ¬ дальнейшем можно усиливать пам€ть ребЄнка, провод€ работу по формированию умений, группиру€, классифициру€ объекты, обобща€ усвоенные знани€ и использу€ результаты этих обобщений в новых познавательных и практических ситуаци€х.

ѕод вли€нием обучени€ формируетс€ логическа€ пам€ть. ѕри этом именно от взрослого (учител€) зависит еЄ эффективность. ƒл€ развити€ логической пам€ти важно научитьс€ понимать (проанализировать, сравнить, соотнести, сгруппировать) материал, а уже потом заучивать его.

√лавной причиной неумени€ улучшать пам€ть €вл€етс€ отсутствие информации относительно средств достижени€ этой цели. ј кое-кто считает, что пам€ть Ц способность врождЄнна€, значит, усовершенствованию не подлежит. ќднако ребЄнку нужно помогать запоминать, его следует учить контролировать правильность запоминани€. Ёто €вл€етс€ одним из важнейших условий успешной адаптации малыша к школе, обучению и посто€нной умственной нагрузке.



ƒата публикации: 11.09.2012