ѕ≥знайко
ѕоиск на сайте
  разделу: «доровье ребЄнка

ѕравильно ли говорит ваш малыш. „асть 2

¬ первой части статьи мы рассматривали деление дошкольников на Ђговоруновї и Ђмолчуновї. ¬едь определение, к какому именно типу относитс€ ваш ребенок, поможет выработать оптимальную модель поведени€ в процессе общени€ с малышом. ќднако если в 2Ц3 года ребенок не заговорил, следует обратитьс€ к логопеду

ќсновными тревожными звоночками дл€ прин€ти€ этого решени€ могут стать следующие основани€:

1. ћалыш путает звуки. –ебенок неправильно выговаривает слова: переставл€ет их, замен€ет одни звуки другими. ¬оспользуйтесь небольшим тестом дл€ большей уверенности: сделайте так, чтобы малыш не видел ваших губ, и предложите ему повторить за вами некоторые слова. ¬ыбирайте слова, где чередуютс€ гласные и согласные: Ђсобакаї, Ђтелефонї, ЂдомїЕ ≈сли ребенок легко повтор€ет их, вам не стоит волноватьс€.

—истематические ошибки могут свидетельствовать о нарушении звукового воспри€ти€. Ёто означает, что малыш не различает похожих звуков и не может запомнить слова, которые т€жело выговаривать. ¬ таком случае логопед поможет решить проблему.

2. √оворит в нос. “акое нарушение должно насторожить родителей. ѕричина может быть в аденоидах. Ќо если врач-отоларинголог (Ћќ–) не обнаружил нарушени€, это может свидетельствовать о несогласованности работы артикул€ционного аппарата и носоглотки. ќбнаружить это легко, такой звук возникает, когда ребенок говорит и не дышит носом. ѕоднесите к лицу малыша зеркало и поговорите с ним. ≈сли поверхность зеркала запотевает только возле рта, необходимо обратитьс€ к специалисту.

3. –аст€гивает гласные. ћалыш нормально выговаривает звуки слова, но гласные т€нет (чем-то похоже на заикание). ≈сли такое произношение по€вилось после стресса, необходимо сразу обратитьс€ к врачу. ѕри отсутствии стрессового фактора причиной такого произношени€ может быть копирование малышом кого-то авторитетного дл€ него (геро€ мультфильма, близких людей).   этому родител€м нужно отнестись серьезно, ведь копирование со временем может перерасти в привычку и послужить причиной серьезного дефекта речи ребенка.

4. ЌечЄтко выговаривает слова. —кладываетс€ впечатление, что ребенок разговаривает с полным ртом. ѕри таких обсто€тельствах понадобитс€ помощь логопеда в тренировке артикул€ционных мышц и коррекции речи.

5. ћалыш молчит.  огда малыш огорчен, он тихо плачет, радость про€вл€ет лишь улыбкой. √оворит очень редко и плохо повтор€ет за вами слова. Ёто может быть вызвано тем, что вы мало общаетесь с ребенком. ¬ таком случае нужно немедленно исправл€ть ситуацию.

 омментируйте свои действи€, рассказывайте о работе, спрашивайте малыша о чем-то. ¬нимательно следите, будут ли изменени€. ≈сли малыш продолжает молчать, следует обратитьс€ к специалисту.

—реди основных признаков нарушени€ развити€ речи ребенка в соответствии с возрастом дошкольника также прин€то считать:

Ц если малыш в возрасте 2 лет не показывает частей тела, которые ему называют, или родных на фотографи€х;

Ц если в 2,5 года не понимает разницы между пон€ти€ми Ђбольшойї и Ђмаленькийї;

Ц в 3 года не может пересказать короткие стишки и сказки, не может назвать свое им€ и фамилию. ћалыша никто, кроме матери, не понимает;

Ц в 4 года не знает ни одного стихотворени€, названий цветов.  роме того, ребенок не выговаривает ни одного шип€щего или свист€щего звука;

Ц в 5Ц5,5 лет ребенок не выговаривает звуки [л] и [р].

¬озможные причины таких нарушений мы будем рассматривать в последней части статьи. ќжидайте еЄ через неделю в разделе Ђѕолезноеї.



ƒата публикации: 30.01.2014