ѕ≥знайко
ѕоиск на сайте
  разделу: ѕроблемы воспитани€

ѕочемучки и все о них

ќсобое мышление дошкольника

ѕочему дует ветер? ќткуда начинаетс€ река?  то делает снег?.. ƒес€тки и сотни вопросов сып€тс€ на головы взрослых. ќбычно мы просто открещиваемс€ от них, иногда, углублЄнные в свои мысли, что-то отвечаем, иногда они заставл€ют нас задуматьс€. » в самом деле, как объ€снить ребЄнку, почему трава зелЄна€ и откуда берутс€ дети? ѕройдут годы, прежде чем малыш будет готов восприн€ть научную картину мира, узнает и поймЄт те внутренние механизмы, которые лежат в основе заинтересовавших его процессов. Ќо малыш не может и не хочет ждать: ответить ему нужно сейчас.

ѕроцесс активного познани€, охват мира начинаетс€ задолго до того, как ваш ребЄнок станет дошкольником. ¬от годовалый малыш, найд€ какой-то острый предмет, с увлечением царапает им мебель, обои, вот двухлетний внимательно разбирает игрушку на части: что же там внутри?

Ђ„то же внутри?ї Ц это и есть основна€ задача человеческого мышлени€. ѕон€ть внутренние св€зи €влений, загл€нуть за видимую поверхность Ц с этим не может справитьс€ воспри€тие, здесь нужна любознательна€ человеческа€ мысль, котора€ хочет сравнить, измерить и всюду проникнуть. ¬ начале, в первые годы жизни, ребЄнок Ђмыслит рукамиї, разбира€, царапа€, лома€ Ц то есть в доступной ему форме мен€€ предметы. ћышление ребЄнка пока лишь нагл€дно-действующее Ц углублЄнное в непосредственное и активное действие, изменение вещей. ¬ этом его сила и в этом же Ц ограниченность. ћышление малышей до двух лет зан€то лишь тем, что возле них, что можно потрогать, попробовать на вкус, развинтить или разобрать.

ќднако уже в это врем€, незаметно и постепенно, в мышлении ребЄнка готовитс€ Ђбольшой переворотї: у малыша формируютс€ средства, с помощью которых он может называть, обозначать, а значит и представл€ть €влени€ и их св€зи. » самое действенное из этих средств Ц €зык. ƒо 3 лет ребЄнок активно усваивает несколько тыс€ч слов, умеет грамматически их мен€ть, составл€ть небольшие предложени€. ћир, в котором живЄт малыш, будто удваиваетс€, теперь это не только внешний, видимый мир, мир который можно услышать и ощутить, но и мир, выраженный в словах, представлени€х, пон€ти€х.

¬озможности мышлени€ существенно увеличиваютс€. “еперь оно может охватить всю Ђвселеннуюї: не только окружающие предметы, но и €влени€ природы, космоса и сферу социальных отношений людей.   звЄздам и планетам нельз€ притронутьс€, свою голову не разберЄшь на части, чтобы посмотреть, где там пр€четс€ сон. ќднако спросить об этом можно. » дошкольник спрашивает, спрашивает, спрашиваетЕ

††††††††


ƒата публикации: 07.09.2012