ѕ≥знайко
ѕоиск на сайте
  разделу: ѕроблемы воспитани€

 ак помочь ребЄнку преодолеть отрицательные эмоции

 ак часто мы, взрослые, не можем описать то, что ощущаем, переживаем, не всегда способны сразу пон€ть, чем недовольны. ј что уж говорить о дет€х! ѕопробуйте упражнени€, которые помогут ребЄнку понимать себ€ и дадут вам возможность помочь ему.
Х —кажите малышу: Ђѕрислушайс€ к себе. ≈сли бы твоЄ настроение можно было раскрасить, то какого цвета оно бы стало? Ќа какое животное или растение похоже твоЄ настроение? ј какого цвета радость, печаль, тревога, страх?ї –екомедуетс€ также вести Ђдневник настроени€ї. ¬ нЄм ребЄнок ежедневно (или несколько раз в день) будет рисовать своЄ расположение духа. Ёто могут быть пейзажи, рожицы, человечки Ц что ему больше по душе.
Х Ќарисуйте контур человечка. ѕусть малыш представит, что человечек радуетс€, пускай закрасит карандашом то место, где, по его мнению, в теле находитс€ это ощущение. ѕотом так же Ђощутитеї оскорбление, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. ƒл€ каждой эмоции ребЄнок должен выбрать свой цвет. «акрашивать можно и одного человечка, и нескольких (например, если радость и счастье малыш хочет Ђпоместитьї в одном месте).
Х ќбсудите с ребЄнком способы выражени€ гнева. ѕусть он (а заодно и вы) попробует ответить на вопросы:
1. „то теб€ может разгневать?
2. „то ты делаешь, когда сердишьс€?
3. „то ощущаешь, когда сердишьс€?
4. „то бы ты сделал, дабы избежать непри€тных ощущений в эти минуты?
5. Ќазови слова, которые произнос€т люди, когда серд€тс€.
6. „то ты ощущаешь, когда слышишь слова, которые теб€ обижают. „то ты будешь делать при этом?
7.  акие слова дл€ теб€ самые обидные?
Х ∆елательно записывать ответы. ѕотом обсудите с ребЄнком, например, какие слова можно использовать, когда сердишьс€, а какие не следует, так как они очень резкие и непри€тные.
Ќаучитьс€ Ђукрощатьї гнев помогут специальные методики и упражнени€.
1. ¬месте с малышом кривл€йтесь перед зеркалом. »зображайте различные эмоции. ќбратите особое внимание на мимику разгневанного человека.
2. Ќарисуйте с ребЄнком запрещающий знак Ђ—“ќѕї и договоритесь: как только малыш ощутит, что начинает сильно сердитьс€, то сразу получает этот знак и говорит Ђ—топ!ї ¬ы тоже можете попробовать этот знак дл€ овладени€ своим гневом. »спользование данной методики нуждаетс€ в тренировке в течение нескольких дней, чтобы закрепить навык.
3. ¬озьмите в руки какой-либо предмет (игрушку, книгу). «адача ребЄнка Ц уговорить вас отдать это ему. ¬ы отдаЄте вещь, когда захотите. »гру можно усложнить: ребЄнок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. ћожно помен€тьс€ местами Ц вы просите ребЄнка. ѕосле окончани€ игры обсудите, как легче просить, какие приЄмы и действи€ повли€ли на решение отдать игрушку, какие чувства вы испытывали. Ёто упражнение научит спокойному общению с окружающими.
4. ”чите ребЄнка (и себ€) выражать гнев в приемлемой форме.
ќбъ€сните, что об€зательно нужно обсуждать все негативные ситуации с родител€ми или друзь€ми. Ќаучите ребЄнка словесным формам выражени€ гнева, раздражЄнности (Ђя огорчЄн, мен€ это обиделої).
ѕредложите воспользоватьс€ Ђчудо-вещамиї дл€ ЂвыплЄскивани€ї отрицательных эмоций:
- чашка (в неЄ можно покричать);
- таз или ванна€ с водой (в них можно бросать резиновые игрушки);
- листы бумаги (их можно м€ть, рвать, с силой бросать в мишень на стене);
- карандаши (ими можно нарисовать непри€тную ситуацию, а потом закал€кать или пом€ть рисунок);
- пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом см€ть еЄ или переделать);
- подушка (еЄ можно бросать, бить, футболить). ¬ыделите дл€ этих целей отдельную подушку. Ќазовите еЄ, например, Ѕу-Ѕу. ѕришейте ей глазки, ротик. Ќе следует использовать м€гкие игрушки или куклы, а вот боксЄрска€ груша подойдЄт.
¬семи этими Ђчудо-вещамиї могут пользоватьс€ и взрослые!!!
5. —редство Ђбыстрой разр€дкиї. ≈сли видите, что ребЄнок слишком возбуждЄн, то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
6. »гра Ђќбзывалкиї. „тобы исключить из ежедневного общени€ обидные слова, обзывайтесь! Ѕроса€ друг другу м€ч или клубок, обзывайтесь безобидными словами. Ёто могут быть названи€ фруктов, цветов, овощей. Ќапример: Ђ“ы Ц одуванчик!ї, Ђј ты Ц арбуз!ї » так до тех пор, пока хватит слов. „ем полезна така€ игра? ≈сли вы рассердитесь на малыша, захотите его Ђпроучитьї, вспомните весЄлые Ђобзывалкиї, возможно, даже назовите малыша, ему не будет обидно, а вы получите эмоциональную разр€дку.  огда, име€ навык такой игры, малыш назовЄт своего обидчика Ђогурцомї, вам, несомненно, это поднимет настроение.
”чите ребЄнка управл€ть своими эмоци€ми (с 5 лет).
Х ћожно сильно сжать кулачки, напр€чь мышцы рук, потом постепенно расслабить, Ђотпуска€ї отрицательные эмоции.
Х ћожно вообразить себ€ львом! Ђќн красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо подн€та. ≈го зовут так же, как и теб€ (ребЄнка), у него твои глаза, тело. “ы Ц лев!ї
Х —ильно надавить п€тками на пол, всЄ тело, руки, ноги напр€жены; зубы крепко стиснуты. Ђ“ы Ц могучее дерево, очень крепкое, у теб€ сильные корни, которые прорастает глубоко в землю, тебе никто не страшен. “ы уверен в себеї.
Х ≈сли ребЄнок начинает сердитьс€, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5 или 10.

 ак и дет€м, так и взрослым очень вредно загон€ть эмоции вглубь, старатьс€ их спр€тать. ѕоследстви€ таких действий Ц болезни сердца, неврозы, повышенное давление плюс непонимание окружающих, высока€ раздражительность, агрессивность, проблемы в общении. ѕоэтому научите ребЄнка и научитесь сами про€вл€ть свои эмоции, ЂвыплЄскиватьї их без вреда дл€ окружающих. Ёмоциональна€ разгрузка необходима дл€ сохранени€ здоровь€ (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет наладить отношени€ с окружающими, пон€ть самого себ€ и других.



ƒата публикации: 15.09.2016