ѕ≥знайко
ѕоиск на сайте
  разделу: ѕроблемы воспитани€

ƒети и деньги: учим ребЄнка разумно распор€жатьс€ деньгами

ѕорт€т детей не деньги, а глупость взрослых. (¬. Ћеви)

“рудно представить себе современного ребЄнка без денег в кармане. ¬опрос о том, сколько давать и нужно ли вообще давать деньги малышу, как правило, возникает с началом учЄбы в школе. „тобы ребЄнок чувствовал себ€ Ђпри деньгахї и при этом не тер€л их и не отдавал Ђпросто такї другим, более Ђпродвинутымї в финансовом отношении друзь€м, психологи советуют заранее научить его обращатьс€ с деньгами.

Ќачинать обучение пора тогда, когда ребЄнок начинает понимать, дл€ чего нужны деньги, и осознавать, что Ђразноцветные бумажкиї можно обмен€ть на что-то важное, например, на мороженное или конфеты. ¬ажно объ€снить, как и почему деньги приход€т в семью, как правильно откладывать часть денег на будущие цели, как и почему мы мен€ем наши деньги на продукты питани€, одежду, развлечени€ и т.п. ѕосле Ђтеоретической частиї можно начинать практикум - самосто€тельный поход за покупками. —начала покупки лучше совершать вместе с ребЄнком, показыва€, где на полках лежат нужные товары, и обраща€ внимание на ценники. ћалышу можно доверить расплатитьс€ на кассе, обраща€ внимание на то, что нужно дать кассиру деньги, забрать чек и сдачу. ќчень скоро ребЄнок начнет понимать роль денег, ведь они из абстракции перейдут в категорию Ђценностиї. „асто малыши в школе берут деньги друг у друга, если у них самих нет нужной суммы. Ќа этот счЄт стоит установить правила: кому можно давать деньги (к примеру, лучшему другу), надо ли попросить друга вернуть долг и как это лучше сделать. ѕосле этого школьные Ђдоброжелателиї не смогут обвести Ђвокруг пальцаї малыша, отобрав у него деньги. ¬ажно предупредить ребЄнка, что могут возникнуть ситуации, когда в школе кто-нибудь из реб€т захочет отобрать у него деньги, проиграть такую ситуацию и объ€снить, как ему нужно реагировать, что делать.

ƒети 6-7 лет чаще используют Ђтоварныйї обмен, чем денежный. ќни просто мен€ют денежку на желаемый товар, не забот€сь о том, хватает денег или нет. Ќо очень скоро ситуаци€ мен€етс€ и дети начинают понимать, что деньги тер€ть нельз€, их можно с пользой потратить.   9-10 годам всЄ чаще начинает возникать вопрос: как же можно пополнить свои денежные запасы? ¬ школе в ход идут обмен и продажа предметов коллекционировани€, выполнение заданий за деньги, оплата мелких услуг и др. ¬ этот момент важно не упустить контроль над финансовой активностью ребенка.

Ќаучитьс€ разумно распор€жатьс€ деньгами, не име€ их, нельз€, впрочем, так же, как и научитс€ ездить на велосипеде без велосипеда. ѕоэтому дл€ ребенка нужно создать доход. »сточника может быть три:

  • регул€рно выдаваемые карманные деньги;
  • денежные подарки;
  • деньги, заработанные самосто€тельно.

ќсновным доходом детей младшего возраста €вл€ютс€ карманные деньги.

¬ √ермании вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне: ребЄнку в возрасте до 6 лет полагаетс€ 50 центов в неделю, 7-летнему - 1,5-2 евро, 10-летнему - 10-12 евро, а 13-летнему - уже 20 евро. ѕ€тнадцатилетний подросток должен получать 25-30 евро в неделю.
≈сли родители не выдают ребенку деньги по Ђгосударственному тарифуї, он может подать на них жалобу. «лостна€ невыплата карманных денег грозит родител€м штрафом. ¬прочем, эти суммы вполне посильны немецким семь€м, ведь на детей в √ермании выдают пособие.

Ќаличие у ребЄнка карманных денег создает дл€ него возможность самосто€тельно принимать решение о необходимости той или иной покупки. ¬место посто€нных просьб что-либо купить, он может сам выбрать предмет, врем€ и место покупки. ќграниченность суммы вынуждает его определ€ть и анализировать различные варианты расходовани€ средств.

—колько? ¬ыдаваема€ сумма должна зависеть, во-первых, от финансового положени€ семьи, а во-вторых - от возраста ребЄнка. Ќачинать нужно с малых сумм и не стоит торопитьс€ увеличивать сумму, даже если финансовое состо€ние вашей семьи это позвол€ет. —колько денег ваш ребЄнок сможет потратить Ђс умомї дл€ своего возраста, учитыва€, что все основные покупки делает мама? Ќередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные средства дл€ школьника кажутс€ расточительством. ¬ таких случа€х дать ребЄнку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. ѕомните: даже горсть мелких монет даст маленькому школьнику ощущение самосто€тельности.

 ак часто? „ем меньше возраст, тем чаще, поскольку дети, в отличие от взрослых, по-другому воспринимают врем€. ≈сли малышу выдать карманные деньги сразу на весь мес€ц, то он, скорее всего, потратит всю сумму в первые несколько дней. ѕервоклашкам деньги лучше давать каждый день, а дет€м постарше - раз в мес€ц (например, в день вашей зарплаты). Ёто подведЄт их к осознанию такого важного пон€ти€ как Ђбюджетї и научит распредел€ть финансы на период.

≈сли же ребЄнок будет просить у матери или отца различные суммы в зависимости от их настроени€, самочувстви€ или текущей финансовой ситуации, он научитс€ не планированию собственных расходов, а усвоит рабскую философию просител€, полностью зависимого от настроени€ своего родител€.

 онтроль. Ќа что же в основном дети трат€т деньги? ѕроход€ мимо магазинчика или ларька, большинство детей не могут отказать себе в удовольствии купить чипсы, леденцы, жвачки, сухарики и колу. Ќе самые полезные и нужные продукты дл€ детского организма, не так ли? «начит, нужно об€зательно оговаривать с ребЄнком, на что тратить выдаваемые деньги. ѕри этом всегда важно оставить малышу выбор: ты можешь купить сок или пообедать в столовой, приобрести что-что из необходимых канцел€рских принадлежностей, но отказать себе в приобретении конфет и т.д. Ќужно учитывать, что строгий контроль над расходами лишает обладание карманными деньгами смысла.

–угать или нет, если вы считаете покупку ребЄнка неразумной? ј вы всегда тратите деньги правильно и покупаете только нужные вам вещи? ¬опрос риторический. Ќе ошибаетс€ только тот, кто ничего не делает.  ак же научить ребЄнка делать правильный выбор? Ќужно говорить с ним о ценности и полезности любой вещи. ќбъ€сните ребенку, что можно было бы купить еще на эти деньги. —равнивайте, но не осуждайте за покупку, привлекайте детское внимание и интерес к действительно ценной и нужной вещи, по€сн€€ ее преимущества. ѕри этом вы можете смело высказать ваше мнение по поводу покупки. Ёто не будет рассматриватьс€ как упрек, а скорее как совет.

¬ следующей части: ƒети и деньги. ƒеньги, заработанные самосто€тельно и денежные подарки.



ƒата публикации: 26.09.2013