ѕ≥знайко
ѕоиск на сайте
  разделу: ¬сЄ дл€ раннего развити€

“елевизор: детска€ н€н€?

«накомство с телевиденьем у многих малышей начинаетс€ ещЄ в возрасте до 1 года, когда мама включает Ђ€щикї, чтобы посмотреть любимый сериал или ток-шоу. –ебЄнок при этом поворачивает головку на звук, реагирует на €ркую картинку. ƒальше родители, устав на работе, сажают ребЄнка посмотреть мультик или познавательную передачу, освобожда€ себе врем€ дл€ собственных дел. ѕотом малыш уже и сам просит включить ему телевизор или же сам прекрасно справл€етс€ с пультом. » вот он уже часами сидит перед голубым экраном, устраивает истерики, если его отрывают от просмотра, отказываетс€ кушать без двигающихс€ картинок. «накома€ ситуаци€, правда? “елевизор входит в жизнь малыша и стаЄт его лучшим другом. ћожет, это не так уж и плохо? ¬едь ребЄнок во врем€ просмотра не шкодничает, не кричит, не требует внимани€, не занимаетс€ глупост€миЕ

ѕопробуем же разобратьс€, действительно ли телевизор так полезен в роли Ђн€ниї.

 огда малыш смотрит телевизор, перед его глазами проходит нескончаемый поток образов, которые смен€ют друг друга. Ёто очень утомл€ет, в первую очередь, его зрение. ¬ книге рассматривать иллюстрацию можно долго Ц так долго, как хочетс€. ¬згл€д при этом перемещаетс€ на те элементы иллюстрации, которые в данный момент интересны больше всего. ѕри просмотре же телевизора глаз малыша ещЄ не успевает остановитьс€ на какой-то одной точке, а она уже мен€етс€. » так без конца. –езультат Ц так называемый Ђзастывший взгл€дї, взгл€д, который не пытаетс€ сконцентрироватьс€ и направлен в одну точку. ћелькание кадров стаЄт причиной также перенапр€жени€ нервной системы, поскольку мозгу необходимо обработать все образы, которые в него поступают. –ебЄнок очень эмоционально относитс€ к увиденному, хоть и не устанавливает логических св€зей между картинками, поскольку не умеет этого делать. ј в возрасте до 4 лет малыш вообще принимает увиденное за действительность, потому что не способен различить реальное и вымышленное.

≈сли так, то нечего удивл€тьс€, если после рекламных роликов ребЄнок будет верить, что у него будет много друзей после приобретени€ шоколадки. “ут нужно отдельно отметить, что рекламу создают профессионалы, которые прекрасно знают способы вли€ни€ на людей. »менно поэтому человек, выбира€ любые товары, отдаЄт предпочтение разрекламированным. „то уже говорить о ребЄнке, на которого вообще легко повли€ть, потому что он верит всему?

Ќекоторые из родителей тешат себ€ мыслью, что их дети не провод€т врем€ перед телевизором безцельно, поскольку смотр€т развивающие программы. Ёто также спорный вопрос. ¬о-первых, насколько эти программы качественны, можно только догадыватьс€. Ѕольшинство из них создаЄтс€ без непосредственного участи€ детских психологов, логопедов, педиатров, педагогов, но с участием маркетологов и пиар-менеджеров. ѕодумайте сами, дл€ чего созданы такие передачи. ¬о-вторых, очень наивно считать, что пассивный просмотр может чему-то научить. –ебЄнок учитс€ во врем€ активного общени€. „тобы научить малыша говорить, нужно с ним разговаривать. ј чтобы научить правильно говорить, нужно много разговаривать, читать, рассказывать сказки, петь песни. “елевизор совершенно не содействует общению, поскольку он не задаЄт вопросы, не загадывает загадки, не просит повторить за ним слово и не провер€ет правильность его произношени€. Ќаблюда€ только за геро€ми мультиков, нельз€ научитьс€ правильной артикул€ции. ” анимированных героев ее попросту нет. –одител€м стоит помнить, что овладеть €зыком можно только в живом диалоге, когда у малыша задействованы голосовой аппарат, чувства, мимика, движени€. ¬от почему дети, которые много времени провод€т перед экраном, в основном молчат, позже начинают св€зно говорить, отдают предпочтение общению с помощью жестов и возгласов.

Ѕолее того, привычка пассивно наблюдать за сменой картинок на телеэкране приводит к тому, что у малыша по€вл€етс€ дефитцит концентрации и меньше развиваютс€ творческие способности. –ебЄнка перестают интересовать другие зан€ти€, ему нужны посто€нные зрительные впечатлени€, к которым он привык. ќн отвыкает придумывать дл€ себ€ новые игры, он не хочет рисовать, лепить, складывать. ќтсюда Ц пассивность, невнимательность, неумение сосредоточитьс€. » если дл€ дошкольника это ещЄ полбеды, то дл€ младшего школьника Ц это причина неуспеваемости и отставани€.

¬от очень коротко о Ђплюсахї зависимости малыша от телевизора. » это мы ещЄ не касались темы жестокости и агрессии со стороны детей, которые подражают воинственным и раскрепощЄнным геро€м современных мультфильмов с их часто хамским поведением и безкультурной речьюЕ Ћучше поговорить о том, как предотвратить ситуацию, в которой телевизор займЄт место родителей и друзей.



ƒата публикации: 12.12.2013