ѕ≥знайко
  разделу: ¬сЄ дл€ раннего развити€

–азвитие внимани€ у детей

¬нимание Ц это сосредоточенность на чЄм-то. ќно св€зано с интересами, склонност€ми, призванием человека, от его особенностей завис€т наблюдательность, способность видеть в предметах или €влени€х малозаметные, но существенные детали.
” детей внимание по€вл€етс€ довольно рано. ѕервые про€влени€ непроизвольного внимани€ у малыша наблюдаютс€ уже во врем€ сосани€. ѕозже объЄм внимани€ ребЄнка увеличиваетс€ (охватываютс€ 2-3 предмета или действи€). ¬ св€зи с тем что многие движени€ (действи€) малыша довод€тс€ до автоматизма, возрастает возможность распределени€ внимани€. ƒальше ребЄнок учитс€ руководить собой и сознательно направл€ть своЄ внимание на определЄнный предмет. ѕри этом он использует прежде всего слово и указательный жест взрослого.
¬ 4-6 лет внимание ребЄнка становитс€ более устойчивым. Ёто даЄт малышу возможность выполн€ть под руководством взрослого определЄнные задани€. Ѕлагодар€ развитию детской любознательности, росту жажды познани€ внимание фиксируетс€ на предмете. “ак, например, малыш может долго наблюдать за птичками, чтобы узнать, как они летают, где сп€т, какие у них дома. –азвитие свойств и видов внимани€ дошкольника существенно зависит от важности, эмоциональности, интересности материала, от характера де€тельности, выполн€емой ребЄнком.
Ѕольшое значение дл€ развити€ произвольного внимани€ в дошкольном возрасте имеет игра. ¬о врем€ игры возникает потребность достигать определЄнного результата и координировать свои действи€ в соответствии с задачами, подчин€ть их определЄнным правилам, подчин€тьс€ требовани€м группы. »гра вырабатывает способность концентрировать внимание на определЄнных предметах, переключать и распредел€ть еЄ.
–азвитие внимани€ ребЄнка зависит от различных изменений в его жизни, от освоени€ новых видов де€тельности (игровой, трудовой). ¬ 4-5 лет ребЄнок действует под вли€нием взрослого: ДЅудь внимательным!Ф, Д—лушай внимательно!Ф, Д—мотри внимательно!Ф. –азвитие произвольного внимани€ св€зано с усвоением средств управлени€ им. —начала Ц это внешние средства (указательный жест, слово взрослого). ƒалее таким средством становитс€ речь самого ребЄнка, приобретающа€ планировочную функцию. Дя сперва хочу посмотреть на обезь€нок, а потом Ц на крокодильчиковФ,Ц планирует малыш по дороге в зоопарк. ќн намечает цель Ц посмотреть, а потом внимательно рассматривает интересующие его объекты. “аким образом, развитие произвольного внимани€ тесно св€зано не только с развитием речи, но и с осознанием будущего действи€. –азвитие этого вида внимани€ также св€зано с освоением норм и правил поведени€.
Ќаилучший способ стимулировать развитие внимани€ у малыша Ц поддерживать его любознательность.



ƒата публикации: 11.09.2012